Кабинет в доме Дюпле. Антуан пишет речь. Робеспьер здесь же, работает за своим столом.
Глубокую ночную тишину подчеркивает треск свечей и скрип перьев. Антуан пишет:
«...между народом и его врагами не может быть ничего общего, кроме меча». Быстро
стелются по бумаге строки, выплескивая из души железо и огонь, и выплавляется в словах
оружие справедливости.
Ночь на исходе. Нежный свет утренних сумерек. Максимилиан подходит, вставая за плечом.
Подносит к глазам исписанные листы. «Бездеятельность в управлении должна караться как
покушение на свободу» - негромкий, утомленный голос. Он раскладывает страницы с речью
перед Сен-Жюстом, и вдвоем они склоняются над ними.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:57 

***

I want your loyalty or I'll get my revenge.
Здесь у меня будет революционное подполье.)

@темы: Club des Jacobins

20:31 

То манит борьбой поколенья, то мрачной идеей блестит… (с)

I want your loyalty or I'll get my revenge.
Где вы, дворяне протеста,
Рыцари ордена злости?
Где ваша шпага-невеста,
Где же врагов ваших кости?

Где языков ваших жало?
Кто из вас бурю пророчит?
«Спесь я со всех посбивала!»
Время, смеясь, мне грохочет.

***
А это - еще лучше, еще искренней и ближе.
О свободе и зле. Как необычно, автор ставит их рядом, ведь чаще говорят и пишут обратное. Но это и есть исконная, роковая ошибка всех революций - увериться в том, что они - добро. Иногда я прихожу в отчаяние, начинаю думать, что смена правительства не меняет традиции управления и отношений граждан и властей, и мне начинает казаться, что невозможно победить эту систему без террора. Только удар они понимают, только пролитая кровь - веский аргумент.
Но в эти минуты я помню, что я - зло. И нет в этом ничего удивительного, потому что к этим черным мыслям меня приводит отчаяние и безысходность. И я проклинаю всех тех, из-за кого я, гуманист, ненавидящий насилие, вынужден приходить к мысли о терроре. И все другие гуманисты, интеллигенты, которые придут к той же мысли... все эти пропащие души будут на совести лживых людей, прикрывающих свое благополучное положение нашими недавними идеями и символами. Да, я в эти минуты - зло.
И если бы мне пришлось поднять оружие за свободу, мне следовало бы помнить, что я - зло. И никогда не забывать это. Может быть, тогда революции перестанут носиться по безвыходному кругу, поглощая сами себя? Зло не должно занимать место в правительстве. Зло не должно получать дополнительных привилегий, кроме восстановления в естественных, попранных кем-то правах. И другие правила, которые помогли бы избежать повторения печального пути.
Это не христианское зло - скорее, оно имеет хтоническую природу. Пробуждаемое несправедливостью и кощунственным оскорблением человеческого достоинства целой нации, оно законно, священно и лежит в области "порядка вещей". Это зло - сила, даваемая нам для борьбы. Есть только одно "но": зло должно вовремя сойти со сцены, как только сыграет свою роль, иначе оно как вырвавшийся из рук Прометея огонь - станет поглощать дома, людей, лучшие идеи и благородные намерения.
Если есть в человеке немного революционного духа - он всегда зло, спящее до поры. Я сам из таких, и думаю, что это нужно принять и признать, и не бояться этого. Мы - зло, но зачем-то мы были созданы, воспользуемся ли мы этим потенциалом когда-либо или нет, природа не всех наделила этой страстью. Мы нужны эволюции, мы - ее резерв. Это не цепи, не судьба. Не захочешь - не будешь. Но нужно признать, что и это тоже есть в тебе. То, что ты о себе не знаешь, управляет тобой.

О свободе и зле. Но еще больше - о вечном, вновь и вновь звучащем над землей призыве в путь.

В какой-то тщете бестолковой
Бегут, забываясь, года…
Нет цели, нет прочной основы,
Хандра забредет иногда.

(с) А. Лозина-Лозинский (из цикла "Набат").

@темы: Club des Jacobins

01:28 

Власть, закон, протест

I want your loyalty or I'll get my revenge.
«Ибо анархия, граждане, является последней надеждой угнетенного народа; народ имеет право предпочесть ее рабству; он скорее обойдется без повелителей, чем без свободы».
- из доклада Сен-Жюста "О департаментской страже", 1792.

Я не могу постигнуть аргумент "преступно протестовать против законной власти". Можно подумать, на выборах граждане подписывают контракт кровью, обязываясь терпеть непрофессионализм, невыполнение обещаний и даже откровенно незаконные поступки. Если правительство нарушает условия договора, почему оно не может быть уволено? Дело в том, что некоторые цивилизованные механизмы отстранения от власти, к примеру, подать на президента в суд, объявить импичмент, в таких странах, как моя, не работают. И остается самое честное и простое - митинг.
И если правительство отвечает на мирный протест силовыми методами, оно выходит из правового поля и тем самым теряет свои права на управление и не может надеяться на подчинение. Потому что правительство, не соблюдающее законы, ничего не гарантирует гражданам, это просто группа людей, преследующих свои интересы. Очень хорошо вооруженных людей, хочу заметить, - полицией, армией, спецслужбами, деньгами, админресурсом... И явно опасных.
Если задуматься, в порицании протеста есть большая доля лицемерия - мы осуждаем нацистов, "выполнявших приказ" (хотя армия и спецслужбы, на мой взгляд, одни из тех немногих мест, где право на протест действительно сомнительно, поскольку он может угрожать жизни других), но требовать смещения правительства - преступно.

@темы: Club des Jacobins

16:59 

Обаяние борьбы

I want your loyalty or I'll get my revenge.
Какие все же вдохновенные лица у вандейцев. Наших бы так рисовали! Потому что у второй стороны первое из вдохновенного, что приходит на ум, это перекошенный Марат.))

 photo 211535_zpslzul1ehi.jpg photo 440px-Maurice_dElbe_zpsyhtqctk5.jpg photo ob_c274f38956df81ac9c9d30f19997d359_louis-de-lescure_zpsfvhqndac.jpg
 photo l_zpswxrqsayn.jpg  photo Jacques Cathelineau_zpsbewiv2hc.jpg
 photo thomas-degeorge-la-muerte-de-bonchamps-pintores-y-pinturas-juan-carlos-boveri_zpsenakn7so.jpg

@темы: 1793

18:21 

Футуристические фантазии на тему общества

I want your loyalty or I'll get my revenge.
Гуманизм, как концепция, вероятно, уже исчерпал себя. В качестве практики он, разумеется, актуален, и многие культуры еще только нуждаются в приобщении к его ценностям. Но гуманизм - это та парадигма социальных отношений, о реализации которой мы (как человечество) уже имеем представление, знаем о препятствиях и ошибках, вероятных на данном пути, и даже обнаружили некоторые побочные эффекты. Это уже процесс отладки, бета-тестирование, но над чем трудится в этот момент "команда разработчиков"?

Наша эволюция пошла по пути социальных "мутаций". Пути совершенствования общественного устройства. "Команда разработчиков" - это все мы, люди. Что же нас ждет дальше, какая идея следующей захватит умы? Я не беру в расчет локальные процессы, которые на какое-то время могут приводить к возвращению старых схем. Они происходят повсеместно, и это часть генерального движения, частный случай реакции на него.

В дискуссиях с одним моим коллегой я подобрал идею "осознанного бытия". подробности.

На эти темы я могу говорить целую вечность, поэтому перейду к тому, ради чего я начал писать эту запись - к социальному значению осознанности. Может показаться, что польза от ее развития в себе - только для личности. Это не так.
Во-первых, это новая инкарнация все того же гуманизма.
Во-вторых, осознание своих истинных потребностей перераспределит спрос и ценности как на материальные, так и на духовные объекты.
В-третьих, снижение невротизации каждого члена общества приводит к тому, что часть сценариев, процветающих сейчас, просто умрет. Потому что они имеют чисто невротическую природу. И к сокращении объема преступлений это также должно привести.
Наконец, возможно, самое ценное с точки зрения общественных интересов - осознанность ведет к принятию ответственности. Сначала - за свою жизнь, потом - за благополучие своей ячейки, коллектива, страны. Сколько времени продержался бы любой, самый коррумпированный и авторитарный режим, если бы завтра все граждане вдруг проснулись бы с чувством ответственности за происходящее, без подавленной инициативы (на личном, а не государственном уровне), чей поиск решений не был бы замутнен существующими только в их психике, а не реальными препятствиями (это об искаженной картине мира)?

Вероятно, в подобном обществе обнаружились бы свои "болезни", которые мы сейчас даже представить не можем. Но и это не выходит за рамки эволюционного процесса - мы что-то получаем, что-то теряем. Прогресс или регресс определяется только тем, насколько улучшение общей ситуации превосходит ее же ухудшение.
Впрочем, я только начинаю думать об этом, и представления мои все еще весьма сырые.)

@темы: Club des Jacobins

01:10 

***

I want your loyalty or I'll get my revenge.
Я хотел писать о другом. У меня была прекрасная музыкальная ассоциация. И была задумка сцены, тяжелой и протяжной словно звуки органа.
Я говорил им: "Застыньте, замрите на краю пропасти. Все слова уже сказаны, никакой спор не имеет смысла. Ничто не вернуть, отступить невозможно, впереди - темнота. Над вами навис рок. И вы это знаете".
Но персонажам было угодно реагировать куда любопытнее. Похоже, я поставил неразрешимый вопрос, кто чья жертва на самом деле.)

***

Демулен, завидев его, остановился, отпрянув, словно поскользнулся над пропастью. Можно было подумать, он бросится прочь. Вместо этого, он кинулся навстречу: пошел еще быстрее, чем прежде. Робеспьер, напротив, начал замедлять шаги и, наконец, остановился посреди коридора.
о темных,
очень темных минутах.

@темы: La Montagne, Les Indulgents

00:13 

I want your loyalty or I'll get my revenge.
Только тебя могу хранить в сердце своем.


 photo 211535_zpslzul1ehi.jpg

@музыка: Ennio Morricone - Volti E Fantasmi

1793

главная